Многие считают профессию диспетчера незначительной, а роль такого специалиста неважной. Но такие сотрудники работают и востребованы в службах такси и аэропортах, на вокзалах и в других местах. Предположить, что их упразднили, значит быть готовыми к хаосу самого высокого уровня. Так, кто же такой диспетчер и в чем его функциональные обязанности?
Должностные обязанности
Диспетчер, как известно, координирует и регулирует действия работников, которые заняты в различных службах, в транспортной отрасли, в сфере производства и прочих служб и учреждений. Должностные обязанности во многом зависят от специализации учреждения и места работы. Диспетчеры следят и контролируют:
- движение поездов, морских судов и самолетов;
- ход технологического процесса;
- передвижение такси.
Чтобы выполнять свои должностные обязанности, диспетчеры должны быть оснащенными различными техническими средствами. В одной ситуации бывает достаточно телефона, на другой требуется специальное оборудование или вычислительная аппаратура. Часто такие специалист ведут документацию и журналы.
Для того чтобы работать диспетчером, нужно иметь образование среднего уровня — диплом вуза в этом случае не обязателен.
Какие черты характера и навыки нужны диспетчеру
Чтобы работать диспетчером, специалист должен обладать такими чертами характера и следующими профессиональными навыками, как:
- грамотная речь (в отдельных случаях требуется знания иностранных языков);
- приятный тембр голос;
- отменная память;
- молниеносная реакция на информацию и ее изменения;
- ответственность;
- пунктуальность;
- организаторские способности;
- доброжелательность.
Возможные места работы
Диспетчеры работают на различных предприятиях. Это может быть:
- служба МЧС, пожарная, скорая помощь;
- ж/д транспорт;
- грузовые и пассажирские перевозки;
- авиа — и водный транспорт;
- производственные предприятия;
- учебные заведения.
В аэропортах обычно работают несколько диспетчеров — при этом каждый из них решает определенную задачу, имеет свои обязанности. Так, например, один диспетчер аэродрома отвечает за «руление», а другой — за «старты, взлеты и посадки», за полёт в радиусе 50 км.
Специфика работы, возможность карьерного роста, зарплата
Специализация в работе диспетчера зависит от типа организации. Например, диспетчер МЧС, полиции, скорой помощи, пожарной охраны принимает вызовы и оперативно на них реагирует — передает указания профессионалам. А такой же специалист на производстве должен отвечать за закупку оборудования и материалов, следить за общим ходом процессов на предприятии. В службе такси диспетчер общается с потенциальными клиентами и координирует действия водителей.
Работа на этой должности в некоторых отраслях требует специальных знаний. Их дают на курсах. Больших перспектив карьерного роста в этой профессии нет. Самое большее — можно стать начальником диспетчерского отдела. Для этого нужно будет пройти курсы повышения квалификации, переподготовки и зарекомендовать себя ответственным и добросовестным специалистом.
Зарплата диспетчера невысокая. По Москве и области диспетчеры получают по 30–50 тыс. рублей в месяц, а по российским регионам — 15-45 тыс. рублей.
Кто и как может стать профессионалом
Эта профессия подходит любому человеку — здесь нет гендерных ограничений и предпочтений, возрастного барьера. Важно, чтобы человек имел соответствующие умения и навыки, был ответственным и собранным. Обычно на такие должности устраиваются молодые люди, начинающие свою трудовую деятельность, студенты, ищущие подработку, пенсионеры. Это объясняется невысоким уровнем заработной платы и отсутствием перспектив карьерного роста.
Диспетчер — распространенная специальность, не требующая высшего образования и поэтому такие вакансии остаются свободными недолго. Чтобы стать диспетчером достаточно прослушать инструктаж и пройти небольшую стажировку на месте при кураторстве опытного специалиста.
Если это диспетчер в морском порту, на ж/д вокзале, в авиации или транспортной компании, в производственной сфере или в экстренных службах, требуется профильное обучение, которое получают в техникумах и колледжах.
Требования к диспетчеру
Человек, который претендует на должность диспетчера, должен обладать следующими качествами:
- абстрактным мышлением;
- четким соблюдением инструкций и нормативов, установленных правил;
- ответственностью;
- внимательностью;
- отменным знанием компьютерной и офисной техники.
Иногда от специалиста требуются знания технических устройств.
Работа диспетчером не просто ответственная — от специалиста иногда зависит безопасность и жизнь людей. Все прекрасно помнят, как в 2002 году над Боденским озером из-за ошибки диспетчера Питера Нильсена разбился пассажирский самолет, унесший жизни людей. Через 4 года его из чувства мести убил Виталий Калоев, потерявший в этой авиакатастрофе всю свою семью.
Работа диспетчером — это отличный старт для молодых людей, когда они тренируют многие навыки, и чудесный вариант подработки для людей пенсионного возраста.