В последнее время все более заметным становится рост интереса российских граждан к внутреннему туризму. Это привело к активному развитию гостиничного бизнеса. В этом сегменте рынка услуг начинают работать и постоянно открываться новые гостиничные центры и сети, отели и хостелы. Поэтому актуальной стала проблема подготовки специалистов в этой сфере деятельности.
Какие специалисты востребованы в гостиничном бизнесе?
В гостиничном бизнесе всегда требуются квалифицированные кадры — как дипломированные специалисты, так и люди без опыта работы. Среди персонала есть:
- высшее руководство;
- среднее звено управленцев;
- обслуживающий персонал.
Для работы уборщиком или горничной достаточно иметь трудолюбие и быть чистоплотным — эти сотрудники практически не общаются с постояльцами, ограничиваясь небольшими диалогами на общие темы.
Для руководящего персонала следует получить высшее образование. В вузах России уже появилась специальность «Гостиничный сервис». Выпускники получают квалификацию менеджера, что предполагает обширный круг полученных знаний. Они имеют право работать в отелях и гостиницах. Обучение развивает в них деловые, организаторские и бухгалтерские навыки, которые подходят для применения в любой работе кроме гостиничного бизнеса. Главное, чтобы они были связанными с обслуживанием клиентов. Эта специальность совсем не узкопрофильная, как это может показаться вначале.
Преимущества и недостатки специальности
К плюсам профессии относится:
- востребованность на рынке труда России, которая не снижается;
- универсальность знаний и навыков — полученные знания и опыт могут пригодиться и в других отраслях предпринимательской деятельности;
- оплата труда выше среднего — оклады менеджеров выше, чем у швейцаров, горничных;
- спокойный ритм работы в небольших отелях;
- существующая перспектива карьерного роста — после прохождения курсов можно получить повышение в должности;
- питание за счет работодателя;
- стажировки в гостиницах других стран;
- дополнительное обучение за счет работодателя;
- проживание в гостинице со скидкой.
Профессия менеджер гостиничного бизнеса — прекрасный старт для продвижения по карьерной лестнице, когда за год-два можно пойти на повышение, продемонстрировав свой профессионализм, ответственность и обучаемость.
Но, справедливости ради, стоит отметить и минусы данного вида деятельности — это:
- ненормированный рабочий день — звонки от персонала могут вас тревожить после рабочего дня, во время нахождения на больничном или в отпуске, в выходной день;
- не дает право на ошибку;
- психоэмоциональное напряжение в течение всего рабочего дня, решение конфликтных ситуаций;
- большая ответственность.
Требования к сотрудникам и их обязанности
Работа в сфере гостиничного бизнеса не терпит расслабленности и халатности. Сотрудники должны сохранять «лицо», независимо от психоэмоционального и физического состояния. Контакты с людьми с разным характером, темпераментом, уровнем культуры предполагают готовность менеджера оставаться вежливым, независимо от ситуации. Ему должны быть присущи такие черты характера, как:
- честность;
- уверенность;
- коммуникабельность;
- настойчивость;
- умение слушать и слышать;
- внимательность;
- пунктуальность;
- целеустремленность;
- трудолюбие.
Такая работа подходит людям с лидерскими задатками, в характере которых сочетаются качества бизнесмена, финансиста и новатора.
Специалиста по гостиничному сервису должны принимать гостей отеля, контролировать их обслуживание в ресторане или на ресепшене. Менеджеры отвечают за бесперебойную работу объекта и координируют работу персонала отеля. Кроме этого такой специалист руководит финансово-хозяйственной деятельностью, решает проблемные ситуации, добивается слаженности работы персонала и высокого качества обслуживания гостей.